Дошкольное инклюзивное образование
Создание условий для предоставления услуги детям-инвалидам и детям с ОВЗ в дошкольных образовательных организациях Усть-Донецкого района осуществляется в соответствии с:
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. N 1014 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - образовательная программа дошкольного образования»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10. 2013 г. N 1155 г. " Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6.12. 2012 г. N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Создание условий доступности объекта для получения услуги
детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
Зачисление ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ в ДОУ осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные учреждения.
Зачисление происходит через автоматизированную информационную систему «Электронный детский сад», составными элементами которой являются электронная очередь в дошкольные учреждения.
Основанием для зачисления является:
1) заявление родителей, опекунов или иных законных представителей ребенка о предоставлении муниципальной услуги;
2) документ, удостоверяющий личность гражданина для подтверждения законных оснований гражданина представлять интересы несовершеннолетнего;
3) свидетельство о рождении ребенка;
4) документ, подтверждающий полномочия законного представителя ребенка (при наличии);
5) документ, подтверждающий наличие льготы;
В дошкольное учреждение родитель (законный представитель) приносит: - справку медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребёнку (для зачисления детей-инвалидов);
- заключение ПМПК (при его наличии)
Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.
Заведующий издаёт приказ о приеме на обучение ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ по образовательным программам дошкольного образования, чем подтверждает право на получение услуги.
Прием в учреждение проводится в течение всего года в соответствии с планом комплектования при наличии свободных мест.
Отношения между ДОУ и родителями (законными представителями) регулируются договором об образовании, заключемым в установленном порядке.
В ДОУ для ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ и их родителей (законных представителей) создаются условия доступности объекта в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) доступность среды:
- доступность для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования;
б) использование адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
Руководитель ДОУ, предоставляющей услуги в сфере образования, обеспечивает создание инвалидам родителям (законным представителям) следующие условия доступности услуги в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами:
а) наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации;
б) оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
в) оказание работниками ДОУ иной необходимой помощи инвалидам - родителям (законным представителям) в преодолении барьеров, мешающих получению услуги в сфере образования и использованию объекта наравне с другими лицами.
Организация воспитания и обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ДОУ
В соответствии с ИПРА и заключением ПМПК в ДОУ ребенку - инвалиду и ребенку с ОВЗ создаются условия безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию.
Дошкольное образование детей - инвалидов и детей с ОВЗ организовано совместно с другими детьми в группах общеразвивающей направленности.
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования, адаптированная (модифицированная) для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированной образовательной программе дошкольного образования, созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья:
Использование адаптированной образовательной программы дошкольного образования (далее Программ) и методов обучения и воспитания:
Программа должны быть составлена с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов;
Программа должна содержать раздел коррекционной работы и/или инклюзивного образования, в котором:
- раскрываются механизмы адаптации Программы для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- определяются специальные методические пособия и дидактические материалы;
- рассматривается проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогические работники организуют и проводят мероприятия, направленные на формирование толерантного отношения к детям - инвалидам и детям с ОВЗ.
ДОУ оказывает родителям (законным представителям) ребенка с ОВЗ, детям-инвалидам, методическую и консультативную помощь, с целью повышения их медицинской и педагогической компетентности, способствуют вовлечению родителей (законных представителей) в образовательную, и интеграционную работу, формирует у родителей (законных представителей) ответственность за развитие здоровья ребенка.
Родители (законные представители) по мере необходимости участвуют в интеграционных мероприятиях.